Легенды о богах и героях

 

Главным сказанием является эпос об Издубаре. Это солнечный миф, подобно легендам об Этане, о птице-буревестнике Цу, об Адапе. Сюда же относится и поэтическое сказание из истории детства царя Саргона. Двенадцать таблиц эпоса Издубара находятся в связи с двенадцатью знаками зодиака. Самас есть бог-покровитель героя. Ему самому — так говорится в одном заклинательном гимне, обращенном к божественному Издубару,– передал Самас скипетр и ему предоставил решение, и, подобно богу, правит он суд над духами земли. В другом заклинании о нем говорится как о властителе над волшебством. Как Этана (в относящемся к нему эпосе состоящий тоже под покровительством Самаса) и Нер (упоминаемый в качестве героя в одном каталоге вавилонских эпических сказаний) живут в подземном мире как боги, так то же самое надо предполагать и относительно Издубара. В таком случае к нему подходит наименование его властителем волшебства и судьи земных духов. Что эта эпопея, существующая в ассирийском списке, восходит к очень отдаленному времени – это доказывается многими изображениями на древневавилонских печатях-цилиндрах, взятыми из истории Издубара. Большой наивностью отличаются антропоморфические представления о богах. Рассказывается о множестве снов, посредством которых бог входит в сношения со своими любимцами. На высшей точке пантеона находится великая божественная триада: Ану, Бел и Эа; рядом с нею – другая: Син, Самас и Иштар. Действие происходит преимущественно в Уруке. Опустошительное нашествие эламитов на Вавилонию составляет историческую подкладку картины. Из сохранившихся отрывков можно заключить, что рассказ идет в такой последовательности. Город Иштар – Урук находится в величайшем смятении. Уже несколько лет он испытывает неприятельскую осаду от эламитов. Боги оказываются беспомощны; они превращаются в мух и летают кругом, по дорогам. Тут является на сцену Издубар в качестве героя и освободителя. Он захватывает юношей, дочерей и жен городских жителей. Родители и мужья обращаются к богине-покровительнице города с горькой жалобой на Издубара. Они обращаются к породившей его Аруру, и по их мольбе Аруру создает Эабани, который должен с ним вступить в борьбу. Это чудовищное, фавнообразное существо, все тело которого покрыто длинными волосами. Он живет вместе со зверями полевыми и питается травою. Чтобы заманить его в Урук, гиеродула Иштар соблазняет его собою. Она рассказывает ему про Издубара, и тогда Эабани хочет помериться с ним силою и таким способом приобрести его дружбу Прежде чем идти в Урук, он пробует свою силу на громадном льве. Но, придя в Урук, вместо того чтобы сражаться с Издубаром, Эабани заключает с ним дружеский союз. Сами боги способствуют устройству этого союза. Самас задерживает Эабани в Уруке, когда он хочет опять уйти из него в свою пустыню. Он вместе с Издубаром должен уничтожить эламитского завоевателя Хумбабу. И действительно, они освобождают город. Хумбаба живет посреди таинственного кедрового леса, составляющего священное местопребывание богов, и Бел одел этот лес страхом, чтобы никто не мог в него войти. Троекратный сон предвещает Издубару и Эабани победу. Хумбаба погибает в битве, и Издубар коронуется царем Урука. Тогда Иштар предлагает славному герою свою любовь, сопровождая это предложение блестящими обещаниями счастливого царствования. Но Издубар отклоняет все ее просьбы. Ее любовь всегда была гибельна для ее возлюбленных. Здесь изо всех намеков, имеющих, конечно, основание в более ранних мифах, ясно только одно указание на любовь Иштар к Таммузу. Пестрой птице Алалла она сломала крылья, и теперь та жалобно кричит в лесу: «Каппи!» – «Мои крылья!» Иштар сделала злое дело со львом и с порожденным богиней Силили конем; одного пастуха она превратила в тигра, так что другие пастухи затравили его собаками; одного великана превратила она в карлика. Разгневанная полученным ею оскорбительным отказом, Иштар жалуется своему отцу Ану: Издубар должен умереть; для его уничтожения Ану должен создать небесного быка; а иначе она все разрушит. Ану исполняет просьбу дочери. Но Издубар и Эабани убивают страшное животное, приносят в жертву Самасу его рога и смеются над Иштар, которая проклинает героя. В Уруке в честь их победы устраивается большой праздник. В этом месте большой пропуск: вся седьмая таблица отсутствует, за это время Эабани умирает, вероятно из-за козней Иштар. Издубар вследствие проклятия богини поражен проказою. Он сокрушается о смерти друга и чувствует, что та же безотрадная участь должна скоро постигнуть и его. Он не хочет умереть как Эабани. Тогда он вспоминает о своем великом предке Сит-Напистиме, которому боги даровали бессмертие. Он хочет посоветоваться с ним и для этого отправляется на остров блаженных. Львы загораживают ему дорогу; потом он приходит к страшным людям-скорпионам, которые в темном ущелье в горах Масу стерегут мертвую воду. От взгляда на них он теряет чувства; но затем по его просьбе они отворяют ему ворота. После долгого странствия в глубоком мраке он выходит к морю и видит великолепный сад богов. Деревья с плодами из драгоценных камней и хрустальными ветвями радуют его взоры и сердце. Морская царица Сабиту, живущая в своем дворце в глубине моря, предупреждает его о невозможности столь далекого странствия по непереходимому морю. Только один Самас знает туда дорогу. Наконец, сжалившись, она направляет его к перевозчику, который может перевезти его через мертвую воду в страну блаженных. После сорокапятидневного трудного путешествия они достигают мертвой воды, а затем наконец и острова блаженных. Уже с корабля жалуется Издубар предку на свое горе. Но Сит-Напистим не может подать ему никакого совета. Против установленного богами срока смерти бесполезно бороться. Но ведь сам Сит-Напистим бессмертен. «Скажи же мне, каким образом достиг ты жизни в обществе богов?» В ответ на этот вопрос Сит-Напистим рассказывает Издубару историю потопа. Одно, что он может ему дать – это исцеление от проказы. При эти словах Издубар погружается в глубокий сон. Сит-Напистим заговаривает его и дает ему волшебную пищу. Потом перевозчик везет его к очистительному источнику, где он делается чистым как снег. На прощанье Сит-Напистим указывает ему, кроме того место, где находится жизненное растение, дающее людям молодость. С усилиями добывает его Издубар, но земной лев коварно похищает его. Печально возвращаете Издубар в Урук и возобновляет свой плач о потерянном друге, который похищен не болезнью, не заразой, не человекоубийственной битвой, а взят преисподней. Своими жалобами он добивается наконец того, что Эабани является ему. Конец рассказа заключает еще разговор между Издубаром и Эабани. Дух умершего признает счастливым того, кто после геройской смерти погребен будет отцом, матерью и женой, и говорит о печальной участи того, о чьей отошедшей душе никто не заботится.

Под особым покровительством Самаса находится другой эпический герой – Этана, во многих текстах называемый богом подземного мира. Ни начало, ни конец этого рассказа не сохранились. Перед трудным рождением своего сына Этана приносит жертву Самасу и просит его дать ему чудодействующее родовспомогательное растение. Самас посылает его к орлу. Этана находит орла сидящим в кругу своих детей, которые его слушают, а он им рассказывает тайны солнечного бога. Этана просит орла дать ему родопомогающее растение. В дальнейшем отрывке рассказывается уже о настоящем геройском подвиге Этаны – как он на спине орла вознесся на небо. Орел вызывает его попытаться совершить полет вместе с ним. Сидя на орле, подымается он все выше, мимо царства Ану, Бела и Эа к трону богини Иштар. С высоты орел показывает Этане вниз, на землю, лежащую у него под ногами. Подобно высокой горе, земля выдается из моря, которое как пояс окружает сушу. С еще большей высоты море кажется им похожим на оросительную канаву. Таким образом достигают они неба Ану, Бела и Эа. Но орел несет его дальше, в головокружительном полете к престолу Иштар. Напрасно предостерегает орла Этана – оба падают в бездну.

Конец рассказа отломлен. Нельзя решить с достоверностью, соединена ли с ним непосредственно история об орле и змее. Содержание ее следующее: орел разорил гнездо змеи и съел ее детенышей. Змея приносит жалобу праведному Самасу, отмщающему за всякую несправедливость. Самас дает ей совет, как она может отомстить. На горе лежит труп дикого быка. Она должна заползти в него и, спрятавшись в нем, ждать. Как предвидел Самас, так и случилось: вместе с другими птицами на падаль прилетел и орел со своими детьми. Правда, у него есть подозрение, но он забывает его, видя, что другие птицы едят безо всякого для себя вреда. Только один молодой орел, Атрагазис,– «рассудительнейший» – предостерегает еще: «Здесь, может быть, спряталась змея». Старый орел внимательно осматривается кругом, но, не замечая ничего подозрительного, начинает клевать падаль. Змея выскакивает и хватает его за крыло. Просьбы его не помогают, потому что если бы змея отпустила его, то она сама была бы виновна перед Самасом. Так совершается ее месть.

Совершенно невозможно с точностью определить значение легенды об Адапе. Она находится в тесном сродстве с солнечным мифом, так как в ней рассказывается о таком деянии Адапы, за которым тотчас следует прекращение весенней растительности. Но зерно этой легенды другое: герой рассказа Адапа близок к тому, чтобы получить бессмертие, но упускает его из рук. Кто такой Адапа? В мифе он называется однажды сыном Эа. Но таковым же считается и южный ветер, которому он ломает крылья. В другом месте он называется зер-амелути, «сын человеческий». Ану свое желание сделать его бессмертным основывает на том, что он, нечистый человек, увидел внутренность неба и земли. Он мог также в качестве любимца богов называться сыном Эа и пребывать в его пределах. В том и другом случае слово Ану замечательно, потому что оно дает своеобразное основание для предполагаемого апофеоза Адапы. Легенда рассказывает так: Адапа, сын Эа, ловит рыбу на взморье, поверхность которого гладка как зеркало. Бурный южный ветер уносит его в море. Разгневанный Адапа ломает ветру крылья. В течение семи дней не веет южный ветер. Растения перестают цвести; бог весны Таммуз и Гиз-зи-да уходят из своей области на небо Ану. В гневе Ану требует Адапу к себе на суд. Но Эа предвидел это и дал ему руководящее наставление. Он должен одеться в траурные одежды; если оба ушедшие с земли бога спросят его, зачем он это сделал, то он должен отвечать: «Два бога ушли с земли»,– конечно для того, чтобы их настроить на кротость; тогда они будут ходатайствовать за него перед Ану. Ану будет его угощать, но это будет пища смерти и вода смерти, и он должен от того и другого отказаться. Все происходит так, как предвидел Эа; только в одном он ошибся: умилостивленный обоими богами и извинениями Адапы, Ану предлагает ему пищу жизни и воду жизни, чтобы он, видевший внутренность земли и неба, стал бы бессмертным. Помня предостережение Эа, Ада-па, на беду себе, отказывается от предложенного и упускает божественный дар. Легенда об Адапе происходит не из ассирийских списков библиотеки Асурбанипала, а относится к числу текстов, найденных в Тель-эль-Амарне.

Подобно южному ветру и вообще божествам облаков и бурь, бог бурных туч Цу представляется в виде птицы. Миф об ограблении им Мардука совершенно прозрачно выражает собою покрытие восходящего солнца грозовой тучею. Цу подслушал Бела – так называется Мардук в легенде – в его жилище. Завистливому богу очень хочется завладеть знаками верховной власти: короной, одеждой и скрижалями судьбы; поэтому он составляет план их похитить, чтобы по ним определять судьбу богов. Коварно прячется он около залы, в которой находятся скрижали, под горой солнечного восхода и ждет наступления дня. Когда Мардук выливает светящиеся воды (заря), надевает на себя корону и садится на трон, Цу похищает у него скрижали судьбы и убегает с ними в горы. Следствием этого является ужасное замешательство. Сжигая и истребляя все, падают на землю лучи гневного бога. Напрасно Ану велит своему сыну Рамману, властителю ветров и бурь, взять обратно у похитителя скрижали судьбы; напрасно обещает он ему высшее место между богами. Ни он, ни какой другой бог не отваживаются на это. На этом обрывается текст.

Богиня чумы Дибарра (условное чтение). Она имеет своей исторической подкладкой тяжелое бедствие, бывшее в вавилонских городах. Из одной речи Дибарры, зачинщика гибели, видно, что преступления людей навлекли на них это наказание. Но свирепость Дибарры оказывается непомерной, и Мардук, Самас и Иштар сильно негодуют на истребление мест их культа: Вавилона, Сиппара и Эреха.

В одном списке эпических сказаний в числе прочих упоминается сказание о боге Нере, который в эпосе Издубара сравнивается с чудовищным Эабани. Из этого рассказа не найдено ничего, из других сказаний мы знаем, что это было божество полей.

Хотя в двух первых мифах об Издубаре и Этане заключение и не может быть определено с точностью, а значение мифа об Адапе вообще сомнительно, то, что из них известно, ничем не указывает на первобытный культ предков. Судя по возвышающемуся развитию героев, более вероятно то, что в легендах прославлялись геройские подвиги лиц, которые потом в народном воспоминании были облечены божескими почестями, чем что они сначала были богами, а потом превратились в народных героев.

назад                                                 на главную страницу                                   вперёд

Hosted by uCoz