Пантеон
богов
Религиозные представления ассирийцев были взяты у
Вавилона, и копировали их, за исключением верховного бога Асура, сохранившегося
вероятно со времени первобытнообщинного строя. Верховными богами были Асур, Рамман
и Иштар, кроме них были ещё около 7000 других богов и духов, но все они играли
незначительную роль в мифологии.
Асур носит это имя как податель благ. Ассирийские гимны ставят трижды слово «святой» (асур, асур, асур) перед именем призываемого божества, так же как и оканчиваются все моления троекратной молитвой о ниспослании благословения. Совершенно невероятно, чтобы название города Ашшур было раньше, а имя бога произведено было от него. Последнее может быть тождественно с именем AN-SAR вавилонского эпоса о сотворении мира; Асур пишется также идеографически. Что Асур, как бог природы, был в начале владыкой неба — это само по себе очень вероятно. Супруга его – Белит. Он не только является в позднейшее время владыкой всего мира, но и почитается творцом земли. AN-SAR в сказании о сотворении мира есть отец великой триады и творческое начало высшего, небесного мира. Такое сопоставление, если оно верно, бросает особенный свет на упоминание в рассказе о сотворении мира о городе Ашшур.
Как царь богов, Асур в ассирийском пантеоне стоит выше всех
других богов. В нем олицетворяется целость и единство ассирийского государства.
Асур был отцом-покровителем ассирийской земли. Враги Ассирии были и его
врагами, которых он, как вышний военачальник, разгонял своею силою. Царь из его
руки принимает свой венец и к его ногам слагает трофеи своих побед. Он
предшествует царю на войне и также сопутствует ему в удовольствиях и опасностях
охоты. Эмблематический знак бога Асура вышит на царских одеждах; он же
находится на царской печати и на статуях, изображающих царя. Это изображение,
похожее на египетские крылатые изображения солнечного диска и, вероятно, оттуда
и взятое: фигура бога с натянутым луком или вытянутой рукой с обеих сторон
имеет крылья, а снизу оканчивается птичьим хвостом. Перед войском несли знамя,
изображавшее в кругу над фигурой быка парящую фигуру бога Асура, спускающего
стрелу из лука. Гимны, обращенные к Асуру, приписывают ему высочайшие божеские
почести, подобные тем, какие в вавилонских гимнах к Мардуку приписываются этому
вавилонскому царю богов. В разных случаях об Асуре говорится, что он царь всех
богов, отец богов, царь неба и земли, повелитель всех богов, построивший небо
бога Ану и основание земли, живущий в сияющем небе. Особенно замечательно
относящееся к нему выражение, единственное в своем роде –
так как
относительно Сина такое же выражение имеет астральное значение,– «он есть
творец самого себя».
Особым почтением пользовался Рамман. Имя этого бога входит в
состав царских имен древнейшего времени. Значение его в Ассирии обусловливалось
разрушительной стороной его деятельности, которая наводила страх и которую
старались направить на жизнь врага и на его дом и страну. В надписях он
призывается преимущественно в качестве свидетеля проклятий. Ниниб (Адар) и
Нергаль вместе с Асуром почитались как боги войны и охоты. Небо в течение
некоторого времени имел свой совершенно особенный культ. В царствовании
Рамманирари III (811—782) была даже сделана попытка поставить культ Небо
впереди всех других. Многие статуи Небо, относящиеся к этому времени, найдены в
Келахе. Посвятительная надпись на одной из них оканчивается таким увещанием: «О
потомок, надейся на Небо, а на других богов не надейся».
Рядом с Асуром находилась ассирийская владычица богов Иштар.
Ей не только воздавалось поклонение в двух городах: Ниневии и Арбеле, но Иштар
в Ниневии и Иштар в Арбеле определенно различались друг от друга, так что в
одном и том же перечислении богов назывались отдельно и та и другая. В Ассирии
Иштар имеет строгий, мужественный, воинственный характер. Она есть царица войны
и охоты она решает судьбу битв. В одной ассирийской молитве её изображали в
одежде из пламени. Она распространяет вокруг себя ужасающий блеск и при случае
посылает огненный дождь на неприятельскую страну. Надписи, посвященные ей, и её
изображения доказывают, что в Ассирии, как и в Вавилонии, существовало в то же
время о ней и представление как о приветливой, ослепительно блестящей утренней
звезде Но важнее то, что она идет впереди войска. В ночь перед опасным военным
делом арбельская Иштар приходит во сне к призывавшему ее на помощь
Асурбанипалу. Она является ему с колчаном, луком и стрелами и с обнаженным
острым
мечом. Он.
ободряет его ласковыми словами и обещает идти впереди его. Так же во сне и с
таким же обещаниями является она Асурбанипалову войску перед трудной
переправой, и проникнутые уверенностью войска идут через реку. И хотя нельзя
отрицать общего значения Иштар как звезды, появляющейся при наступлении утра,
но эти же, сравнительно поздние, надписи удостоверяют, что астральное
представление не было господствующим и что утренняя звезда давала только полную
надежд уверенность близости самой богини. К области астральных представлений
относится наименование Иштар в одной ассирийской молитве царицею неба и звезд.
Как царице неба ей приписываются в ассирийских гимнах высшие атрибуты. В чем
состояло различи между Иштар в Арбеле, являющейся всегда только в виде богини
войны, и Иштар в Ниневии, не ясно видно из надписей. Возможно, однако, что
предание правильно указывает на сродство ниневийского культа с чувственным
культом Урука. Любимы город Иштар, Ниневия, описывается теми же чертами, какими
в надписях Гуде изображается тождественная с Иштар богиня Нина.
С падением Ассирии и уничтожением Ниневии совершенно исчезают те незначительные особенности, какие отличали ассирийскую религию. О боге Асуре нет уж вовсе речи. Нововавилонское царство воспринимает всю остальную вавилонскую религию в том виде, в каком она была при ассирийском господстве, но культ Мардук и Небо у вавилонских властителей указывает на то, что новая религия был продолжением прежней.